С каким нетерпением ждал я того счастливого дня, когда, наконец, меня тоже возьмут на охоту, сколько раз представлял, как сквозь прорезь прицела поймаю темную фигурку вепря и с упоением нажму на курок...
И это непременно случилось бы, если б не трагический случай: ночью, во время охоты, в зарослях камыша мой дядя случайно застрелил своего друга — учителя биологии Василия Павловича Саяпина. Выстрел пришелся прямо в грудь, но могучий, двухметровый богатырь Саяпин умер не сразу, он даже пришел в сознание и успел повиниться, что в нелепой гибели виновен сам. С той поры, даже спустя годы, когда выпадала возможность пойти на кабана, под всякими предлогами я отказывался брать в руки ружье. Гибель людей при охоте на кабана, к сожалению, явление не редкое. Это связано с тем, что кабаны — звери ночные, они не часто появляются на открытых местах, предпочитая заросли. Охотники же, в темноте потеряв ориентиры, нередко выходят на своих компаньонов, которые наудачу стреляют в появившиеся темные силуэты. Иногда ошибаются даже опытные стрелки.
Тем не менее, любителей охоты на кабана не становится меньше. Более того, сейчас, в трудную пору, для многих жителей сел и небольших городов охота и рыбалка стали чуть ли не главным средством существования, а кабан в данном случае один из наиболее привлекательных объектов охоты, а часто и браконьерства.
Поверженный вепрь был мечтой не только простых стрелков, но и многих наших вождей. Известно, что Никита Сергеевич Хрущев специально выезжал в донские степи и в Казахстан пострелять диких кабанов, а Леонид Ильич Брежнев любил поохотиться в Крыму. Кстати, Брежнев был метким стрелком, из отстрелянного им секача сделали чучело, которое долгое время экспонировалось в музее Ялтинского горно-лесного заповедника, пока в минувшем году его не украли. Ценный экспонат до сих пор не найден, поговаривают, что его переправили за границу в коллекцию могущественного греческого мецената.
В свое время, в 60-70-х годах минувшего века была проведена большая работа по расселению кабана во многих местах Российской федерации, где он когда-то обитал, а затем исчез. Это привело к резкому возрастанию численности кабана и заселению им даже не свойственных регионов — таких как Архангельская, Вологодская области. Были попытки расселения кабана и в Свердловской, Тюменской областях. Последнее десятилетие, правда, граница обитания кабана опять сместилась южнее.
Сейчас появляется все больше и больше охотхозяйств, специализирующихся на разведении кабана и организации охоты на него. В такие хозяйства с удовольствием едут и иностранные охотники.
Мне известен, например, опыт курганских охотников, которые за счет хорошо организованной подкормки и охраны сильно увеличили количество кабанов в своих угодьях. Сюда тоже приглашают иностранных охотников, в основном немцев, и никто не уезжает без трофеев.
Ну, а у российских сельчан голова иногда болит совсем о другом. Кабаны могут совершать набеги на поля и огороды, наносящие существенный вред. Они не только уничтожают урожай, но портят землю, оставляя за собой глубокие рытвины. Не гнушаются ничем: ни бахчевыми, ни кукурузой, ни подсолнечниками, и даже картошку успешно выкапывают из подземки. Вот почему охотники, в тех местах, где они создают высокие плотности кабана, обязаны обеспечить отпугивание его от посевов, в тоже время создавать специальные кормовые поля, отваживающие зверей от сельхозугодий. В некоторых районах одно из любимых их лакомств — топинамбур, который часто сажают на кормовых полях.
У кабанов отличное чутье — они без труда находят под землей зрелые плоды и сладкие коренья. Однако, кабаны питаются не одними плодами и кореньями, они могут легко раскапывать норы грызунов, разорять птичьи гнезда, поедая не только выводки, но и взрослых животных. Близ Ахтубы, в пойме Волги, люди были свидетелями, когда дикие кабаны наваливались на деревья, подминали их под себя, добираясь, таким образом, до птичьих гнезд, съедали яйца или птенцов и шли к другому дереву.
В осенний период у секачей образуется кожно-жировой панцирь-капкан, который покрывает переднюю часть тела. Капкан — надежная защита от ударов клыков других самцов. От него даже может срикошетить пуля или картечь. В период гона секачи ничего не едят и бродят круглыми сутками. Иногда между ними происходят жестокие схватки. В это время они теряют до четверти своего веса.
В период гона происходят случаи самые невероятные. В деревне Иголкино близ Костромы секач облюбовал стадо домашних свиней и преспокойно развлекался с ними. Люди глазам своим не поверили, дикий кабан даже во двор зашел, как будто всю жизнь здесь столовался. Потом-то люди вспомнили, что много лет назад в деревне выкормили диких поросят, которые сбежали в прибрежные заросли. Может, кто из тех выросших поросят и вернулся домой? Дикие кабаны легко приручаются, и если на воле они живут по 10-12 лет, то в домашних условиях — в два раза дольше.
Но известны и другие случаи, когда домашние поросята сбегали со двора и приживались в дикой природе. Оказывается, домашние свиньи могут легко одичать, именно они, умные, уже познавшие многие человеческие хитрости и слабости, становятся для сельчан самыми страшными врагами. Одичавшие, они дочиста грабили огороды, похлеще волков и лисиц давили домашнюю птицу, разламывали бревенчатые стены амбаров, чтобы добраться до закромов...
Испокон веков у нас считалось, что дикие кабаны — существа живучие и без нашей помощи обойдутся. Это правда, они на самом деле жизнестойки. И все же каждую зиму их гибнет немало, — от бескормицы во время многоснежья, от волков и браконьеров.
Сейчас численность кабанов во многих местах изрядно поубавилась. Связано это с целым рядом причин. Это и наблюдающиеся в последние годы более засушливые летние месяцы и более холодные зимы. Это нераспахиваемые и зарастающие поля. Это увеличение численности волков и количества браконьеров.
Но, несмотря на все, кабан остается популярным и перспективным охотничьим видом. И пока на многих российских рынках, особенно в малых городах, мясо кабана не редкость, что вызывает тревогу у врачей и ветеринаров. Последние исследования показали,что в некоторых регионах до 90 процентов кабанов поражено такими бактериями как эхинококкоз и трихинеллез. Мясо обеззараживается только после 4-х часовой тепловой обработки. Поэтому все туши добытых кабанов должны подвергаться ветэкспертизе.
Вопреки привычным нашим представлениям, кабаны не бывают излишне визгливыми. Наоборот, они на редкость молчаливы: даже поросенок, получив ранение, не издаст ни звука и попытается молча скрыться с людских глаз.